![]() |
Само расположение Бакотского монастыря в одном из самых живописных уголков Подолья, на высокой, 120-метровой скалы, наводит мысли на вечное. Первые письменные свидетельства о Бакотском монастыре появились в "летописи великих князей Литовских" в XIV столетии. Летопись рассказывает о занятии Подолье Литовскими православными князьями Кориатовичам около 1362 года, и о восстановлении и учреждение Подольских городов после нашествия татар. В нем говорится: "и на первое Кориативичы нашли себе твержу на реке Смотрич, здесь пак нарядили Смотрич, и в другом месте были чернцы в горе и в том месте нарядили (т.е. видимо восстановили, укрепили) город Бакоту." Рекомендуємо каталог сайтів України - https://ukr-web.org.ua/
Из летописного текста следует, что монастырь существовал задолго до прихода Кориатовичей. Историки считают, что монастырь возник тогда, когда Бакота была административным центром Подолья (Низовья, которым управляли Галицкие князья), т.е. в ХII-ХIII вв. Народная традиция донесла до наших времен упоминания о связях поднистровських монастырей с поднепровскими. В народных преданиях говорится, что в Бакоте на Днестре, подвигом добрым прославился Антоний Печерский (983-1073р.р). Что отсюда он переселился на Киевские горы и основал там Киево-Печерский монастырь. Но связь со своими учениками на Днестре он не расставался вплоть до своей смерти. В те времена Бакота имела прочный замок-крепость, которая сдерживала продвижение татарских орд вдоль берега Днестра. В период активизации татарских нападений кроме замков-крепостей население использовало для защиты и природные пещеры.
До наших дней дошли рассказы о трагических событиях, связанных с историей Бакотского монастыря где-то в середине XIII-го века. По этим рассказам, в скальном монастыре спрятались от татаро-монголов местные жители вместе с монахами. Ордынцы предлагали им отречься от Бога в обмен на жизнь. Но ни один человек не вышла из пещер скального монастыря. Тогда баскаки замуровали вход в монастырь, из которого еще долго были слышны молитвенные песнопения. Существуют рассказы и о большой библиотеке и драгоценности, которые якобы хранились на территории монастыря.
Бакота. Днестр
В 1431 году, воспользовавшись перемирием между Речью Посполитой и феодальной Литвой, столичные Бакотские жители выгнали из имений украинских, польских и литовских феодалов и объявили себя свободными людьми. Через три года в 1434 году превосходящим силам польско-шляхетских войск, после ожесточенного сопротивления, удалось подавить восстание в Бакоте и захватить значительную часть Подолья. Господа вернулись, а кроме того началось принудительное насаждение католицизма на всей захваченной территории, вплоть до физического уничтожения непокорных. Начиная с ХV-го века в летописях и картах исчезает упоминание о Бакоте, которая навсегда теряет свое значение как административный, культурный и духовный центр и становится рядовым сельским поселением.
Интерес к Бакотскому скальному монастырю возродился в 1891-1892 годах. По поручению Российской Императорской Археологической комиссии профессор В.Б Антонович провел раскопки и обнаружил остатки пещерных келий и монастырской церкви. В 1893 году на месте древнерусской церкви была построена новая деревянная церковь, которая была освящена епископом Подольским и Брацлавским Димитрием (1890-1895). Церковь была восстановлена на пожертвования, собранные священником Е. Праницьким. Освящение произошло при большом стечении верующих со всего Подолья и Молдавии 1-го августа (14 августа по новому стилю) 1893 года. Освящена церковь во имя Спаса Всемилостивишого. Старожилы вспоминают, что в тот день Бакота стала убежищем для нескольких тысяч человек, которые пришли пешком за несколько сотен километров и расположились на берегу Днестра уже за неделю перед освящением. До начала праздника в селе возник большой базар (здесь называли ярмарка), на котором крестьяне продавали домашние изделия и продукты питания. Большим спросом пользовались иконы, крестики, воск. А на следующий день утром началось праздник - богомолье. Местные жители и прибывшие паломники крутой, длинной тропинке поднимались вверх в монастырь, где состоялась служба, в которой принимало участие более 20 священников. В Кринички освящалась вода, которую больные пили и набирали в разную посуду. Местные жители приглашали родственников, друзей, знакомых, а иногда и незнакомых людей на праздничный обед, на котором принимались только постные блюда в связи с началом спасовского поста. Эта деревянная церковь существовала до 60-х годов нашего века, когда она снова была разрушена. После этого праздника в Бакоте прекратились вплоть до нашего времени.
Предлагаем Вам туры выходного дня для приятного проведения уикенда!
Для тех кто ищет где зарегистрировать свой сайт в каталоге сайтов - мы рекомендуем регистрировать веб ресурс в украинском белом каталоге сайтов для быстрого продвижения
Пешеходная экскурсия по Каменцу-Подольскому (Турецкие бастионы ХVII в., Кушнирская башта 1585 г., Церковь Петра и Павла ХVI-ХVIІІ в., Кафедральный костёл ХV-ХІХ в., дом польского магистрата (ратуша) ХVI-ХVIІІ в., Армянский колодец 1638 р., Доминиканский костёл 1370 г., городские стены ХV в., Русские врата ХVI в., дом Потоцкого 1775 г., музей археологии.), Старая крепость ХІІ-ХVIІІ в.